Сегодня в БлогиМам все поздравляли друг друга с началом знаний. Читала поздравления и думала: как же я далеко ушла в мыслях и действиях от всей этой школьной системы! Я никого уже много лет не поздравляю с началом школьной жизни - просто потому, что как по мне, так тут вообще мало чего радостного. Я тут в предыдущих постах выставляла ссылку на анскулинг из википедии. Вобщем-то в этой статье уже все сказано об аргументах и прочих анскулинговых понятиях.
И поскольку я только в июне общалась с Андре Штерном, о котором я писала в посте о нем в прошлом году и про его книгу "И я никогда не был в школе", во мне так живо и трепетно, что наша семья тоже на пути анскулерства. В этом году Соне исполнилось 6 и мы взяли отсрочку от школы на год. Потом планируем уезжать из Германии, поскольку у нас здесь каждый ОБЯЗАН посещать школу, т.е. физически там БЫТЬ.
За последний год у меня радикально изменилось отношение ко всем этим ранним развитиям и заботам о том, чтобы деть получил по максимуму знаний и прочего-прочего-прочего...
Когда в июне я была на 10дневном семинаре у Арно Штерна (отец Андре Штерна), мы обсуждали с ним множество вопросов. Однажды прозвучал такой вопрос:
- В послевоенное время вы работали с трудными детьми, с несчастными детьми (это был приют для сирот). Как-то это отображалось в рисунках детей?
- Вы знаете, - ответил Арно, - я не могу сказать, что те дети, 50 лет назад были несчатны! Они были спонтанны! Они легко вступали в игру-рисование (надо отметить, что Арно Штерн с тех самых пор ведет свой Malort - место для свободного рисования, лишенное всякой критики или похвалы, лишенное направленного обучения и вообще всяческого влияния. Это место, в котором любой человек - большой и маленький - может рисовать без оглядки на другого, на чужое мнение, здесь не ищут похвалы и не боятся критики. Рисунки остаются здесь, в этой, реальности, а за стенами течет привычный нам мир. В этом мете есть рисующие и служитель - тот, кто заботиться о том, чтобы у рисующего не было никаких других забот, кроме рисования. Игры в рисование (Malspiel)).
- Так вот, - продолжал Арно, - у современных детей я не вижу этой спонтанности! Их еще до школы обучают разным техникам рисования и перспективе... Эти сегодняшние дети имеют родителей, но часто они подавлены и перегружены. Все эти обучения проходят за счет спонтанности ребенка. Спонтанность - цена, которую мы платим, когда обучаем его рисованию. Этим детям скучно играть в рисование, они пытаются рисовать то, чему их учили - больше не могут свободно играть, рисуя...
Я мечтаю об обществе, которое признает, что школа - далеко не единственное место, где человек получает знания. Что "компетенция - это восторг плюс время" (Андре Штерн). Что это счастье - следовать своим мечтам, зову своего сердца, знать, что тебе хочется и иметь возможность делать это тогда и столь долго, сколько тебе это действительно необходимо. Не быть ограниченным придуманным кем-то планом, 45 минутами, насильственными звонками на и с перемены. Жить придуманным кем-то ритмом, забывая с каждым днем о своем собственном. Быть вынужденным жить в ритме конкуренции и оценочности - это довольно грубые способы достижения к цели и мотивация. Энтузиазм, восторг, глубокий и искренний интерес и сравнение не с Петей, который сидит за соседней партой, а собственные сегодняшние знания со вчерашними - именно эту базу я желаю всем детям. Тогда жизнь не будет разделена на жизнь в и вне школы, до и после нее - потому что жизнь, каждый ее день, - это и есть обучение! Без каникул и выходных. Только при анскулинге человек живет, учась. И учится, живя...
И поскольку я только в июне общалась с Андре Штерном, о котором я писала в посте о нем в прошлом году и про его книгу "И я никогда не был в школе", во мне так живо и трепетно, что наша семья тоже на пути анскулерства. В этом году Соне исполнилось 6 и мы взяли отсрочку от школы на год. Потом планируем уезжать из Германии, поскольку у нас здесь каждый ОБЯЗАН посещать школу, т.е. физически там БЫТЬ.
За последний год у меня радикально изменилось отношение ко всем этим ранним развитиям и заботам о том, чтобы деть получил по максимуму знаний и прочего-прочего-прочего...
Когда в июне я была на 10дневном семинаре у Арно Штерна (отец Андре Штерна), мы обсуждали с ним множество вопросов. Однажды прозвучал такой вопрос:
- В послевоенное время вы работали с трудными детьми, с несчастными детьми (это был приют для сирот). Как-то это отображалось в рисунках детей?
- Вы знаете, - ответил Арно, - я не могу сказать, что те дети, 50 лет назад были несчатны! Они были спонтанны! Они легко вступали в игру-рисование (надо отметить, что Арно Штерн с тех самых пор ведет свой Malort - место для свободного рисования, лишенное всякой критики или похвалы, лишенное направленного обучения и вообще всяческого влияния. Это место, в котором любой человек - большой и маленький - может рисовать без оглядки на другого, на чужое мнение, здесь не ищут похвалы и не боятся критики. Рисунки остаются здесь, в этой, реальности, а за стенами течет привычный нам мир. В этом мете есть рисующие и служитель - тот, кто заботиться о том, чтобы у рисующего не было никаких других забот, кроме рисования. Игры в рисование (Malspiel)).
- Так вот, - продолжал Арно, - у современных детей я не вижу этой спонтанности! Их еще до школы обучают разным техникам рисования и перспективе... Эти сегодняшние дети имеют родителей, но часто они подавлены и перегружены. Все эти обучения проходят за счет спонтанности ребенка. Спонтанность - цена, которую мы платим, когда обучаем его рисованию. Этим детям скучно играть в рисование, они пытаются рисовать то, чему их учили - больше не могут свободно играть, рисуя...
Я мечтаю об обществе, которое признает, что школа - далеко не единственное место, где человек получает знания. Что "компетенция - это восторг плюс время" (Андре Штерн). Что это счастье - следовать своим мечтам, зову своего сердца, знать, что тебе хочется и иметь возможность делать это тогда и столь долго, сколько тебе это действительно необходимо. Не быть ограниченным придуманным кем-то планом, 45 минутами, насильственными звонками на и с перемены. Жить придуманным кем-то ритмом, забывая с каждым днем о своем собственном. Быть вынужденным жить в ритме конкуренции и оценочности - это довольно грубые способы достижения к цели и мотивация. Энтузиазм, восторг, глубокий и искренний интерес и сравнение не с Петей, который сидит за соседней партой, а собственные сегодняшние знания со вчерашними - именно эту базу я желаю всем детям. Тогда жизнь не будет разделена на жизнь в и вне школы, до и после нее - потому что жизнь, каждый ее день, - это и есть обучение! Без каникул и выходных. Только при анскулинге человек живет, учась. И учится, живя...