понедельник, 23 сентября 2013 г.

...расслабьтесь! вдохновитесь! доверьтесь!...

 Так много тем в голове, так много разговоров с разными людьми каждый день, такие потоки эмоций, информации из сети... Так хочется о многом написать, так много сказать...
Сегодня думала так: понедельник, поэтому поброжу по ссылкам, что на Лесенке... Первым прочла пост “Если ребенок не рисует…” 
Прочла и все внутри заныло... уже с первых строк (а именно: "Очень часто наши родительские мечты и желания по поводу ребенка (его занятий, достижений и просто развития) совсем не совпадают с реальной действительностью. И здесь очень важно вовремя это понять, остановиться, зайти с другой стороны или выбрать другое направление...")  стало ясно - снова ребенок, которого будут учить...
Я недавно писала, о цене, которую платят наши дети - "дети раннего развития" - спонтанность (здесь) . Прочитав пост захотелось не своими словами донести мысль, а словами человека, который пережил на себе "неприкосновенность детства". Не потому, что у меня своих слов нет -  у меня их хватает. У меня их так много, что я захлебываюсь ими и из-за нехватки времени в живом разговоре и особенностях донесения идеи в интернете просто не знаю, за какую именно мысль схватиться первой, да так, чтобы успеть, суметь донести просто и доходчиво... Поэтому я снова постучалась в youtube - смотрю, а там лежит видео-интервью с Андре Штерном (я время от времени просматриваю новые видео с ним и с Арно Штерном, так же как и другие видео анскулеров).  Хочется вот просто взять и перевести этот сорокаминутный диалог! Чтобы могли услышать и понять все! Про это пресловутое раннее развитие, про ожидания от наших детей, про всякие эти навязанные детям "ты должен то, ты должен это"... Скажите мне, ну кто сказал, что ребенок должен в таком-то возрасте уметь рисовать вот то-то???? Люди, неужели мы настолько ушли в программирование наших детей, что сами забыли, что они у нас уже есть и что навязывая им свою волю (хочу, чтгобы ребенок рисовал, играл на пианино, знал три языка в шесть лет, умел читать и  писать в пять и прочее) мы им вредим!!! Ребенок заполнит себя сам - играя!!! Сам! Сам сплетет сеть своих знаний-умений-навыков! Нам нужно просто НАБЛЮДАТЬ и ИДТИ ЗА НИМ! ВМЕСТЕ С НИМ! Клубок - в руках у ребенка! Зачем же мы навязываем ему свой клубок со своим пониманием дороги???!!!
Я записала несколько цитат из интервью с Андре Штерном. Слушая его я в очередной раз почувстовала, как все его истории такие для меня родные, отчасти даже стали моими историями - некоторые я прочла из его книг, некоторые слышала лично на его выступлениях и в личных беседах, некотрые - из других его видео... Благодаря Андре Штерну я нашла ответы на вопросы, которые искала со школьных времен. Мне никто не мог ответить - потому что до него я не встречала ни одного человека, которого специально ничему не обучали. Он был первый живой анскулер в моей жизни - и окзаалось, что все мои догадки, идущие еще с девятого моего класса оказались правдой. Он подвердил своей жизнью то, что моя мечта - жизнь без школы и обучение, идущее от самого человека, ребенка, могут стать реальностью.
Итак, некотрые мысли:
"...wenn wir alle stoüppen würden und einfach sagen: "Wir beobachten das Kind, ohne einzugreifen, ohne pädagogischer Absicht", dann werden wir bei alle Kindern betrachten, was mit mir passiert hat..." это к разговору о том, что не нужно никакого специального материала, методик, разработок! Все, что нужно - это остановиться и сказать: "Мы просто наблюдаем за ребенком, без внедрения в его деятельность, без педагогической цели" - и тогда со всеми детьми мы сможем увидеть тоже, что произошло со мной (а именно - обучение с восторгом, возможность углубить и расширить свои знания именно из-за отсутствия мысли, что кого-то нужно чему-то обучать в конкретный момент конкретными методами).      

Про различеие между анскулерами и хоумскулерами. Хоумскулеров обучают дома родители. Анскулеров не обучает никто. Про хоумскулеров: "...das bestimmen schon wieder Erwachsene: was wie, wann das Kind eitwas lernt." - и снова решает взрослый: что, как и когда ребенок будет чему-то обучаться.
Про роль родителей Андре: "...wir haben zusammen auf die Lösung gesucht" - мы вместе искали решение!
И про обучение. Ответ нам на то, почему же мы обучаем наших детей: "...weil Menschen gehen davon aus, dass das Kind ein unfäiges Wesen ist, das nicht fähig ist zu lernen" - потому что люди исходят из того, что ребенок - это неспоспособное существо, неспособное к самостоятельному обучению.
Про обучение и игру: "...es gibt nicht etwas geignetes als Spielen um etwas zu lernen" - нет ничего более подходящего, чем игра - чтобы чему-то научиться. (имеется в виду игра самого ребенка, а не те "игровые методы", на которые заменяем игру мы, родители)
В конце он говорит, что нет никакой методики! Андре каждый раз в разговоре с общественностью ставит акцент на том, что он не против школы, что он ничего не продает, что не верит в единый рецепт для всех - и что его задача донести своим примером, что у ребенка НЕТ ПОТРЕБНОСТИ ни в школе, ни в методиках раннего развития, ни в методиках Монтессори, ни в каких либо других методиках! У ребенка есть единственная потребность - иметь возможность играть без помех, без оценочности со стороны, без стремления чему-то научить - это и есть ЕСТЕСТВЕННЫЙ путь обучения любого ребенка. При этом единственная "методика" - это связь со взрослым, связь с родителем, единственная роль которого - наблюдать и поддерживать естественный ход развития конкретного ребенка.

"...entspannt euch! begeistert euch! habt vertrauen!" - расслабьтесь! вдохновитесь! доверьтесь!