вторник, 25 декабря 2012 г.

Итог 2012

Подведем же итоги...
Год 2012 начался для нашей семьи рождением Илюши. Сейчас Илюшка пытается делать первые шаги, ему вот-вот исполнится год и он очень славный бутус.
Весна прошла для нас на "украинской волне" - подготовка к поездке, сама поездка и последующие переживания и обдумывания (об Украине было два поста: раз и два).
Следом за украинской поездкой была долгожданная поездка в Хамельн на слёт русскоязычных семей.
Потом было лето с двухнедельными каникулами Колеса, за которые мы внутренне отдыхали, радовались лету и праздновали Сонечкино пятилетие.
Потом в конце августа я набралась смелости и на волонтерских началах провела однодневный праздник для всех нас - такая попытка снова окунуться в хамельновскую атмосферу.
Осенью я посетила Берлинскую конференцию по хоумскулингу. Познакомилась с множеством людей, а главное - с Андре Штерном. Его выступление было для меня решающим! Потом я прочла его книгу - она-то и стала для меня книгой 2012го года, которая перевернула моё сознание (книга 2011го была для меня Маршалл Розенберг "Ненасильственное общение", а книга 2010го - Нурия Арагон Кастро "Жизнь на природе и свободе")
В конце ноября Валентюше исполнилось три года.
Колесо закончил свое 2хгодовалое переобучение и успел сдать один из двух экзаменов (в феврале второй). И осенью сдал очередной экзамен по айкидо (2 кью).
Соня ходит в садик 2-3 раза в неделю, я называю его "немецкой группой":)
Мы больше никуда не ездили путешествовать, но к нам приехало за этот год много людей погостить, поэтому осталось ощущение интенсивного общения.
Год завершается острой необходимостью по ряду причин менять квартиру.
По моим ощущениям год 2012й был приятным и насыщенным, интересным и несколько необычным.
Поздравляю всех с его окончанием, началом 2013го года переходом в новую эру!
Ура!

Андре Штерн "... и я никогда не был в школе"

Пабааам... наконец я расскажу о книге 2012го года, которая потрясла моё сознание - Андре Штерн "... и я никогда не был в школе".

С Андре Штерном я познакомилась на Берлинской конференции по хоумскулингу. Его выступление было особенным - открытым, полным энергии и доброжелательности, простым, без всякого надрыва... Он рассказывал свою историю - историю своего анскулерства. В самом начале он отметил, что то, что пережил он через анскулинг и школьная система - это очень разные вещи. Но и с хоумскулингом тоже ЭТО не имеет ничего общего.
Он рассказывал, рассказывал... и у меня было чувство, что он достает мысли из моей головы - целый клубок, который я намотала за свои школьные годы, которые в девятом классе были запутаны, с узелками, раздвоившиеся, растроившиеся ниточки.... Он достал этот клубок и... начал вязать. Вязать историю моей мечты. Я слушала и понимала, что я все это уже переживала - в своих мечтах!!! В своем понимании жизни и познания. Он связал такую удивительную историю!
В зале было довольно много скептиков. И отвечая на их вопросы, он вздохнул и сказал примерно следующее: "Я вижу, что вы мне не верите. Я рассказываю вам свою историю. И я могу вам с уверенностью заявить, что дети учатся с большим удовольствием - если их оставить в покое!". Мне хотелось самой выйти на сцену и ответить на вопросы, и сказать, рассказать... Только у меня нет этого бесценного опыта, есть только мысли, идеи, понимание, но все это теряет всякую авторитетность, проходя через фильтры скепсиса и недоверия в ушах других людей. А он - он жил! Жил детством моей мечты! И он исходил исключительно из своего опыта.
Я тут же купила его книгу. И еще книгу его папы - Арно Штерна. И еще одну книгу - их совместную.
Первой я прочла книгу Андре Штерна. Из аннотации: "Добрый день, меня зовут Андре, я мальчик, я не ем сосательных конфет и не хожу в школу" - так отвечал Андре Штерн на вопросы, бегая на свободе, в то время как другие дети были в школе. Последние слова вызывали наибольшее волнение - так это происходит и по сей день..."

В книге множество глав, которые Андре посвящает наиболее важным интересам и этапам своей жизни. Он рассказывает как у него появлялось новое хобби и к чему оно его приводило... Его никто ничему не учил - всё, чему учиться и у кого учиться - он выбирал сам. Сейчас у него маленький сын, которому он также желает подарить жизнь в анскулинге.

Людям, переполненным скепсисом, возможно будет трудно читать эту книгу. Сложно понять головой анскулинг из уст Андре Штерна, когда в голове прочно сидит идея о том, что ребенка НУЖНО ЧЕМУ-ТО УЧИТЬ! Тогда начинают лезть типичные для всех скептиков вопросы, типа: "А как же поступать в вуз?", "А как же получить сертификат?", "А как же ребенок научиться читать и писать? Или он так и будет неучем?", "А что же с химией и физикой?", "А где же он получит социальную компетентность?" а? и многие другие. Андре Штерн рассказывает свою историю, но окунувшись в нее, становится очень многое понятно и все вышеперечисленные и другие многочисленные вопросы становятся более не актуальны.

Для меня его рассказ был в чем-то терапевтическим - углубляясь в его ноу-хау, я как бы внутренне подредактировала своё печальное школьное прошлое. Осталось чувство, будто я, какой-то частью себя тоже пережила анскулинг. Чувство очень яркого сна, такого, что очнувшись не всегда понятно - во сне это или наяву.

Своим детям мы хотим подарить жизнь в анскулинге. И если раньше я подозревала, что я отношусь к анскулерам, но боялась этого произнести в слух, - потому что в обществе очень много разных интерпретаций этого понятия, с которыми я иногда в корне не согласна, - то теперь, познакомившись с самым настоящим анскулером Андре Штерном, я точно знаю, что единственный путь для нашей семьи - это анскулинг.

Читайте! Читайте, думайте и вдохновляйтесь!:)


P.S. В интернете есть много видео с Андре и Арно Штерном, их можно прослушать на французском и немецком в youtube, задав Arno Stern, Andre Stern. Так же можно прочесть множество статей.
Официальная страничка Андре Штерна здесь. Можно написать ему лично и задать любой вопрос, на конференции он сказал, что всем отвечает лично!

Тематическое: Динозавры 1.

Дома у нас лежало несколько динозавриков, но с ними никто не играл. И я уже даже отложила их в сторону. С Соней у нас уже была тема динозавров. Тогда мы сосредоточились на "откапывании" динозавров, но скилеты быстро терялись и играть с ними было невозможно. Тогда же мы купили книгу про динозавров с шаблонами. Она много и подолгу рисовала динозавров, но тогда ей захотелось больше не динозавров, а - шаболонов:) Теперь у нас богатая коллекция шаблонов, которые Соня все так же любит:)
Интерес же Валентюши к динозавров появился после ноябрьского журнала про Боба-Строителя, который мы выписываем. В том номере на каждой странице были динозавры - истории, задачки, разукрашки, аппликации, наклейки... И Валентюша с темы паровозиков унесло в мир динозавров. Динозавров он назвает "(Р)Ааа-(Р)Ааа":) "маленький (Р)Ааа-(Р)Ааа", "больсой (Р)Ааа-(Р)Ааа", в музее: "Папа, (Р)Ааа-(Р)Ааа меня ам не?":) ну и все в таком духе:)
Следом за Валентюшей нас всех в итоге охватила тема динозавров!:) Сразу после его дня рождения мы поехали в Берлинский Натуроведческий Музей - чтобы посмотреть на скилеты динозавров!:) Соня там была в свои три года и очень запомнила динозавров! Последние месяцы она настойчиво напоминала нам, что ей хочется снова туда поехать! Вобщем, музей мы посетили. Соне все очень понравилось, Валентюша тоже был заворожен зрелищем. Сейчас там дополнительная выставка по теме перья и оперения. Так что всем жителям и гостям Берлина рекомендуем посетить!:)

С тех пор мы повсюду выискиваем динозавров...
- за это время Валентюша сделал множество коллажей с динозаврами (я рисую фон - горы, вулканы, реки, озера, лужайки, деревья, а он наклеивает наклейки динозавриков)
- распечатали и разрисовали энное количество динозавров, сделали закладку-динозавра, вывеску на дверь с динозавром, мобиль с динозавром
- пополнили коллекцию пазлов - пазлом с рисунком динозавра:)
- посмотрели все серии "Планета динозавров" от BBC (их всего 6 по получасу). Смотрели все вместе, разинув рты в те времена, пока Илюшка спал. Бабушка, увидев, что я показываю детям спросила: "А им не снятся ночью кошмары с динозаврами?" Удивительно, но некоторые серии "Пчелки Майи" они останавливали и убегали, потому что боялись! А этот фильм - очень, кстати, интересный и правдоподобно нарисованный - они просили поставить еще и еще! И даже когда вздрагивала от испуга я, они требовали продолжения банкета просмотра!:)
- заново пересмотрели все имеющиеся у нас книги с динозаврами (брать в библиотеке дополнительные Валентюша почему-то отказывается). Ему задарили новую книгу со звуками и прокруткой картинок. Сидел над этой книгой несколько дней!
- Теперь у него есть мемори с динозаврами (что пока очень сложно) и кофта тоже (ее сначала он очень боялся, но теперь носит с радостью)
- провели вот этот эксперимент: это был стаканчик с вулканом, который мы залили водой. Минут 10 все внутри шипело и булькало, и пенилось... потом вулкан растворился и там оказался маааленький динозаврик. Потом мы наблюдали, как он "рос" - и через сутки вырос в симпатишного "взрослого" динозавра:)




За это время к нам приезжала наша подруга со своей годовалой дочкой погостить у нас на неделю. И задарила в честь Валентюхиного днюхи вот такой островок с динозавриками!!! Валентюша каждый день ими играет. Паразительно, но если какой-то затерялся, то он настойчиво ходит по квартире и ищет его. И он точно знает, какого динозавра ему не хватает!:) Теперь у нас на ковре либо стоят машинки в ряд, образуя пробку. Либо динозавры выстроены, как пионеры, бочком друг к другу:)

Вернувшись домой, все та же подруга прислала нам вооот такого динозавра, скилет которого мы дружно собирали с Соней и Валентюшей, пока Илюха спал:) теперь стоит на подоконнике и, наверное, пугает прохожих:)

А сегодня мы сходили в наш местный Dino Dschungel (развлекушный зал для детворы). Сфотографировались с Дедом Морозом, который каждому подарил подарок. А в подарке был... конечно же... динозаврик!:)
рисуют