Сегодня в БлогиМам все поздравляли друг друга с началом знаний. Читала поздравления и думала: как же я далеко ушла в мыслях и действиях от всей этой школьной системы! Я никого уже много лет не поздравляю с началом школьной жизни - просто потому, что как по мне, так тут вообще мало чего радостного. Я тут в предыдущих постах выставляла ссылку на анскулинг из википедии. Вобщем-то в этой статье уже все сказано об аргументах и прочих анскулинговых понятиях.
И поскольку я только в июне общалась с Андре Штерном, о котором я писала в посте о нем в прошлом году и про его книгу "И я никогда не был в школе", во мне так живо и трепетно, что наша семья тоже на пути анскулерства. В этом году Соне исполнилось 6 и мы взяли отсрочку от школы на год. Потом планируем уезжать из Германии, поскольку у нас здесь каждый ОБЯЗАН посещать школу, т.е. физически там БЫТЬ.
За последний год у меня радикально изменилось отношение ко всем этим ранним развитиям и заботам о том, чтобы деть получил по максимуму знаний и прочего-прочего-прочего...
Когда в июне я была на 10дневном семинаре у Арно Штерна (отец Андре Штерна), мы обсуждали с ним множество вопросов. Однажды прозвучал такой вопрос:
- В послевоенное время вы работали с трудными детьми, с несчастными детьми (это был приют для сирот). Как-то это отображалось в рисунках детей?
- Вы знаете, - ответил Арно, - я не могу сказать, что те дети, 50 лет назад были несчатны! Они были спонтанны! Они легко вступали в игру-рисование (надо отметить, что Арно Штерн с тех самых пор ведет свой Malort - место для свободного рисования, лишенное всякой критики или похвалы, лишенное направленного обучения и вообще всяческого влияния. Это место, в котором любой человек - большой и маленький - может рисовать без оглядки на другого, на чужое мнение, здесь не ищут похвалы и не боятся критики. Рисунки остаются здесь, в этой, реальности, а за стенами течет привычный нам мир. В этом мете есть рисующие и служитель - тот, кто заботиться о том, чтобы у рисующего не было никаких других забот, кроме рисования. Игры в рисование (Malspiel)).
- Так вот, - продолжал Арно, - у современных детей я не вижу этой спонтанности! Их еще до школы обучают разным техникам рисования и перспективе... Эти сегодняшние дети имеют родителей, но часто они подавлены и перегружены. Все эти обучения проходят за счет спонтанности ребенка. Спонтанность - цена, которую мы платим, когда обучаем его рисованию. Этим детям скучно играть в рисование, они пытаются рисовать то, чему их учили - больше не могут свободно играть, рисуя...
Я мечтаю об обществе, которое признает, что школа - далеко не единственное место, где человек получает знания. Что "компетенция - это восторг плюс время" (Андре Штерн). Что это счастье - следовать своим мечтам, зову своего сердца, знать, что тебе хочется и иметь возможность делать это тогда и столь долго, сколько тебе это действительно необходимо. Не быть ограниченным придуманным кем-то планом, 45 минутами, насильственными звонками на и с перемены. Жить придуманным кем-то ритмом, забывая с каждым днем о своем собственном. Быть вынужденным жить в ритме конкуренции и оценочности - это довольно грубые способы достижения к цели и мотивация. Энтузиазм, восторг, глубокий и искренний интерес и сравнение не с Петей, который сидит за соседней партой, а собственные сегодняшние знания со вчерашними - именно эту базу я желаю всем детям. Тогда жизнь не будет разделена на жизнь в и вне школы, до и после нее - потому что жизнь, каждый ее день, - это и есть обучение! Без каникул и выходных. Только при анскулинге человек живет, учась. И учится, живя...
И поскольку я только в июне общалась с Андре Штерном, о котором я писала в посте о нем в прошлом году и про его книгу "И я никогда не был в школе", во мне так живо и трепетно, что наша семья тоже на пути анскулерства. В этом году Соне исполнилось 6 и мы взяли отсрочку от школы на год. Потом планируем уезжать из Германии, поскольку у нас здесь каждый ОБЯЗАН посещать школу, т.е. физически там БЫТЬ.
За последний год у меня радикально изменилось отношение ко всем этим ранним развитиям и заботам о том, чтобы деть получил по максимуму знаний и прочего-прочего-прочего...
Когда в июне я была на 10дневном семинаре у Арно Штерна (отец Андре Штерна), мы обсуждали с ним множество вопросов. Однажды прозвучал такой вопрос:
- В послевоенное время вы работали с трудными детьми, с несчастными детьми (это был приют для сирот). Как-то это отображалось в рисунках детей?
- Вы знаете, - ответил Арно, - я не могу сказать, что те дети, 50 лет назад были несчатны! Они были спонтанны! Они легко вступали в игру-рисование (надо отметить, что Арно Штерн с тех самых пор ведет свой Malort - место для свободного рисования, лишенное всякой критики или похвалы, лишенное направленного обучения и вообще всяческого влияния. Это место, в котором любой человек - большой и маленький - может рисовать без оглядки на другого, на чужое мнение, здесь не ищут похвалы и не боятся критики. Рисунки остаются здесь, в этой, реальности, а за стенами течет привычный нам мир. В этом мете есть рисующие и служитель - тот, кто заботиться о том, чтобы у рисующего не было никаких других забот, кроме рисования. Игры в рисование (Malspiel)).
- Так вот, - продолжал Арно, - у современных детей я не вижу этой спонтанности! Их еще до школы обучают разным техникам рисования и перспективе... Эти сегодняшние дети имеют родителей, но часто они подавлены и перегружены. Все эти обучения проходят за счет спонтанности ребенка. Спонтанность - цена, которую мы платим, когда обучаем его рисованию. Этим детям скучно играть в рисование, они пытаются рисовать то, чему их учили - больше не могут свободно играть, рисуя...
Я мечтаю об обществе, которое признает, что школа - далеко не единственное место, где человек получает знания. Что "компетенция - это восторг плюс время" (Андре Штерн). Что это счастье - следовать своим мечтам, зову своего сердца, знать, что тебе хочется и иметь возможность делать это тогда и столь долго, сколько тебе это действительно необходимо. Не быть ограниченным придуманным кем-то планом, 45 минутами, насильственными звонками на и с перемены. Жить придуманным кем-то ритмом, забывая с каждым днем о своем собственном. Быть вынужденным жить в ритме конкуренции и оценочности - это довольно грубые способы достижения к цели и мотивация. Энтузиазм, восторг, глубокий и искренний интерес и сравнение не с Петей, который сидит за соседней партой, а собственные сегодняшние знания со вчерашними - именно эту базу я желаю всем детям. Тогда жизнь не будет разделена на жизнь в и вне школы, до и после нее - потому что жизнь, каждый ее день, - это и есть обучение! Без каникул и выходных. Только при анскулинге человек живет, учась. И учится, живя...
От души поздравляю с этим решением! Наша семья этой дорогой идёт уже много лет, надеюсь и верю, что дочь эстафету перехватит. На сегодняшний день другой подходящей альтернативы домашнему обучению не видно, боюсь, что ещё много лет никаких существенных перемен не ожидается. Да и неплохо это по сути - пора просыпаться самим, а не полагаться во всём на специалистов и знающих людей.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Belka! посмотрела ваш блог - вы в Польше живете, да? я много наслышана о простоте домашнего обучения у вас там. Многие немецкие семьи бегут туда к вам за "спасением".
УдалитьНет, в России. Тут тоже не везде это легко и просто: в больших городах такой вид обучения более популярен, а в маленьких городах нет. Поэтому проблем хватает.
Удалитьааа... а как с анскулингом дело обстоит? так, чтобы вообще никто не трогал со всякими аттестациями, контрольными и экзаменами - такое возможно???
УдалитьТолько на бумаге. Чисто теоретичеки возможно явиться на итоговую аттестацию в 11 классе (по крайней мере до этого года эта мифическая возможность была, сейчас произошли кое-какие изменения, я их не все ещё изучила). НО: на самом деле, если ребёнок к своим 8 годам нигде не числится, то у органов опеки и РОНО возникают к родителям бо-о-о-ольшие вопросы. И все люди, кто "в теме" настоятельно советуют хотя бы раз в год, но аттестовываться. Так что... По сути - невозможно.
УдалитьЮля, очень рада что нашла еще одно единомышленника в этом вопросе! А где вы живете территориально? Моему старшему сыну только 5, но я вся поглощена темой школы - идти и оставаться на дом.обучении...
ОтветитьУдалитьКсения, добрый день! я тоже всегда рада единомышленникам! мы в Германии живем (пока). Планируем переезжать в следующем году, потому как потом на нас будет охотиться школа (в Германии обязательное посещение школы - со штрафами, тюрьмами и ювенальной юстицией для тех, кто против).
УдалитьПосмотрела ваш профиль - вы, значит, из Москвы и совсем недавно были в Мюнхене!:) заезжайте к нам в Потсдам, когда в следующий раз окажитесь в Германии!!!:)
Я проработала в школе5 лет и ушла . Возвращаться в эту СИСТЕМУ не хочу .Как и любая система она ограничена сама и ограничивает(если не сказать ломает) детей. Но домашнее обучение в России это Терра инкогнита - непонятно что и непонятно как.Вот я понимаю, что это правильно, но как это организовать конкретно не представляю. Вот детский сад - другое дело. Дочка ни дня не ходила. Мы нашли подружку во дворе и организовали занятия вместе. Теперь по прошествии лет ясно видны отличия. Что касается спонтанности - для этого нужно время.Хотя мы и показываем-учим разным техникам, но у детей есть время осмыслить эти техники и творчески применить. У садиковских детей в основном нет смелости, делая что-то они делают это как-то с оглядкой, скованно, словно ожидая похвалы или критики.
ОтветитьУдалитьДети скованы даже в общении, хотя многие отдавая детей в сад надеются именно научить детей общению.
Юля, я успела до отъезда из Украины только две четверти проработать в школе, но ощущения у меня остались точно такие же! Меня тут часто спрашивают, почему я не подтверждаю свое образование и не иду работать в школу. Приходится объяснять, что школу мы не видим в своей жизни ни в каких ракурсах.
УдалитьА что касается обучения детей чему-либо... Вообще, мы и этого не хотим. Мы не собираемся "устраивать" что-то, что часто и происходит у хоумскулеров (кстати, если нужен опыт, почитайте блоги канадских и американских мамочек, очень многие активно пишут и делятся что и как они делают).
Мы же видим в своей жизни именно анскулинг! Это не значит, что дети "ничему не будут учиться", как многие считают. Напротив, у них будет возможность учиться всему, о чем будут мечтать их сердца! Мы просто убираем директивное обучение (я обучаю тебя тому, чему я считаю нужным тебя обучить теми способами и методами, которые мне кажутся наиболее подходящими). У нас же все позывы идут ИЗ детей. Мы же - "взрослые дети", или родители - внимательно следим за тем, что интересно детям на данный момент и совместно организуем жизнь так, чтобы они могли в своих интересах расширить и углубить знания, навыки и опыт.
Добавлю еще, что за анскулингом идея, что ребенка не нужно ничему специально обучать. Он всему научиться сам, если вокруг него есть внимательные к его потребностям и нуждам людям. Это не значит, что если он подойдет с вопросом "А что такое облака?" родитель анскулера будет морозиться (так некоторые утрируют положение дел). Напротив, ответит то, что знает, прочтет вместе с ребенком в сети, возьмет в библиотеки книги и даже сходит в соответствующий музей, если будет все это иметь отношение к вопросу и интересу ребенка. Чего он, родитель, НЕ будет делать - так это целеноправленно учить его тому, чему сам считает нужным сейчас научить - без ребенкиного на это "запроса".
УдалитьЯ слышала об одной семье русских немцев, которая попросила политического убежища в Штатах именно из-за того, что в Германии запрет на ДО. И получила его (позор Германии, которую я так люблю)!
ОтветитьУдалитьМы жили 3 года в Констанце.
Я во многом согласна с анскулерами, но все же математику или химию нельзя выучить, когда ребенок соизволит выразить свое желание. Учиться даже когда тебе не хочется, потому что это НАДО и ПРАВИЛЬНО - это воспитание силы воли, другая сторона воспитания гармоничной личности. Но конечно, это не должно идти в ущерб живому интересу ребенка и его креативности, а наоборот, дополнять.
Очень интересно вас почитать! ЖЕлаю, чтобы у вас все сложилось хорошо с ДО!
Ольга, я подозревала, что должно быть что-то типа политического убежища. Мы сейчас как раз начинаем заниматься вопросом "куда бежать" вплотную. И у меня точно такие же чувства смешанные: при моей любви к Германии, тоже считаю, что это позор, что во-первых, такое количество народу отсюда бежит из-за обязательного посещения школы, во-вторых, что примерно такое же количество народа вынуждено искать лазейки и оставаться в стране, делая то, чего хочется, но не легально, и в третьих, что еще очень и очень многие, которые видят ДО или анскулинг в своей жизни, просто прогибаются под систему, отправляя детей в школы.
УдалитьНасчет же того, что "математику или химию нельзя выучить, когда ребенок соизволит выразить свое желание", возражу, что все же МОЖНО и даже - НУЖНО!!! Потому что во-первых, "учиться даже когда тебе не хочется" - этим не воля воспитывается, а совсем другая палета чувств и переживаний. Не воспитывают волю насилием над собой! А во-вторых, "НАДО и ПРАВИЛЬНО" - это обучение "сверху": старший воспитывает младшего, что предполагает мысль: "у младшего своего НАДО и ПРАВИЛЬНО нет и быть не может заведомо". Анскулинг же исходит как раз из того, что ребенка не нужно ни:
- ломать
- воспитывать
- лепить из него нечто
- навязывать свои представления о правильности и важности
Если встать на сторону ребенка и для начала хотя бы просто предположить, что у него есть свое, личное, очень индивидуальное ощущение НУЖНОСТИ определенных знаний и действий в КОНКРЕТНОЕ ВРЕМЯ. Вся "программа" и "системность" будет вырисовываться прямо на глазах у взрослого! Этот коллейдоскоп и есть ниточка, клубочек (как в сказке!). Берем его и идем туда, куда клубочек катится. И возможно да, он прокатится относительно мимо полянки МАТЕМАТИКИ или дворца ХИМИИ (а может напротив, закатится в этот самый дворец и надолго там "осядет", выходя погулять все на ту же полянку) - все ИМЕЕТ ПРАВО БЫТЬ! Но не имеет права быть навязанным! Наша проблема, "взрослая" проблема, в том, что мы приняли в детстве некую систему иерархии, а позже утвердились в ней и что еще хуже - навязываем ее теперь своим детям. Кто-то сказал, что поваром быть плохо, а врачом - хорошо. Мести улицы - стыдно, а быть юристом - пристижно. Художником - бесполезно, а экономистом - выгодно... Эта иерархия - корень нашего горя: горя незнания, что же мне на самом деле нравится делать искренне, от души???!!! И если мы уберем эту иерархию и признаем, что не важно, ЧТО ты делаешь, а важно насколько ты ЛЮБИШЬ то, что ты делашь, насколько тебе это в радость, как эта деятельность тебя наполняет, то мы прийдем к все тому же анскулингу.
Я думаю, Юля, мы с вами примерно об одном говорим, только разными словами. Под словом ПРАВИЛЬНО я имею ввиду объективное ПРАВИЛЬНО, не навязанное дядей и не придуманное мамой. Вечером мне, например, не хочется чистить зубы, но я чищу, потому что то ПРАВИЛЬНО. И многое из того, чем приходится заниматься в жизни, исходит из того, что НУЖНО, а не что хочется. Этому тоже необходимо научить ребенка, и для этого совсем необязательно его ломать.
УдалитьС маразмом нынешней школьной программы в Украине все больше мам задумывается о ДО. Юль, как ты считаешь бывает ли ДО, после некоторого пребывания в жестких рамках школы или это философия понятия и принятия с рождения?
ОтветитьУдалитьАллочка, сколько лет существует школа? Ну ведь еще совсем относительно недавно ее не было!!! А в некоторых счастливых уголках Земли все еще и нет! ДО и анскулинг уже есть во многих странах мира - как реакция тех, кто осознал ущербность и вред школы для человека. И эта тендеция только набирает ход! Школы если и не уйдут в лету совсем, то точно очень сильно видоизменятся в следующие десятки лет! А людей, практикующих анскулинги и ДО будет все больше и больше! И это индивидуальный вопрос - кто-то еще до рождения ребенка знает, что школы в его жизни не будет, кто-то приходит к этому в первые годы жизни, кто-то во время самой школы, кто-то к ее окончанию, а кто-то не приходит вообще! Каждому свое. На семинаре у Арно Штерна я разговаривала с несколькими мамами детей, которые заканчивают школу. Одна из них так и сказала: "Сегодня я понимаю, что школа очень сильно навредила моему сыну и что ему лучше было бы жить без нее. Но ему остался один год и я, конечно же не заберу его из школы сейчас". Разные семьи, разные родители и разные дети. На прошлой конференции я общалась с мамой 9! детей, которые живут в Германии и все - без школы. Так вот, первые двое детей посещали в свое время школу в Чехии (они живут на границе). И когда первый закончил второй класс, а второй сын закончил первый класс, они оба попросили родителей забрать их из школы - им там было неуютно, скучно и грустно. Эти родители забрали детей из школы и всех оставшихся семерых детей в школу уже не отправляли. У каждого своя история, и у вас, Аллочка, свой "узор", рисуйте его, как сердце велит!:)
Удалитьа каким образом мама 9 детей избавила их от школы, живя в Германии?
УдалитьЯ как-то относительно недавно слышала по радио про семью с девятью детьми, которые не посещают школу (якобы по религиозным соображениям) и против родителей которых был поднят судебный процесс с целью лишить их родительских прав. Вроде бы трое детей сейчас в школьном возрасте, а несколько детей уже переросли эту проблему. Чем история закончилась, я не знаю. Уж не та ли эта семья, про которую ты говоришь, Юля?
УдалитьАлина, вполне возможно, что и та. А вчера мне вот только подруга сказала, что в новостях показывали тоже про одну семью с девятью детьми, которые все 17 лет жили без школы. им выписали штраф 1,5 тыщ евро. Уверена, это далеко не первый штраф!
УдалитьИра, та мама, с которой я на конференции общалась, они просто не водили детей в школу. всех. те дети, которые школьного возраста - на них эту семью лишили родительских прав. это означает, что ювеналы могут в любой момент забрать детей. но за этой семьей стоит Майкл Донелли, это как раз он организовывал конференцию. его выступление можно послушать, он на конференции сообщил, что все, у кого проблемы с юристами из-за хоумскулинга, обращайтесь к нему. так вот он писал письма в германию, оплачивал их суды. и германия эту семью просто не трогает, потому что знает, что за ними - америка. если хоть одного ребенка заберут, то это будет скандал и разбирательства на мировом уровне. но эта мама мне сказала, что они детей до 12 лет одних не отпускают на улицу - всегда они ходят минимум вдвоем. вот.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьМне, наивной, казалось, что школа очень поменялась с советских времен, как я ее закончила. Сыну сейчас 5 лет, через год позовут в школу, буду упирать на то, что он октябрьский, чтобы была отсрочка год. У нас в Беларуси как бы есть ДО, в столице с ним проще, у нас, в областном городе - мрак. Знакомая мама первоклашки до сих пор не может сына на ДО перевести... ей везде отказывают.. писала про эту историю у себя в блоге.
ОтветитьУдалить