Сегодня посмотрела в кино фильм «Алфавит» (Alphabet). Это
документальное кино, в котором принимал участие Андре и Арно Штерн. Мне фильм
понравился -в фиьльме поднята тема школы и обучения в целом. Мне кажется, он хорошо отображает нашу реальность с ее последствиями, отражающимися на нас и на наших детях. То, к чему мы
пришли в отношении школы и учебы вообще! Нейробиолог (не помню имени) сказал
такую мысль: «мы передаем из поколения в поколение СТРАХ, что из ребенка ничего
не выйдет». И это как раз то, о чем я сегодня думала утром: самое сложное, что
для современного взрослого сложно понять в анскулинге – это то, что РЕБЕНКА НЕ
НУЖНО СПЕЦИАЛЬНО НИЧЕМУ ОБУЧАТЬ!!! Ребенок сам учится ходить, говорить,
понимать самые разные понятия (больше-меньше, тяжелее-легче и т.д.), и дальше –
считать, писать, читать... Ребенку нужно СОПРОВОЖДЕНИЕ родителя по жизни.
Такое, при котором уважаются потребности и интересы самого ребенка. Такое, при
котором родитель ПРИСЛУШИВАЕТСЯ к ребенку. Такое, при котором родитель и
ребенок растут ВМЕСТЕ. Такое, при котором признаётя, что ребенок – уже готовый
человек, из него не нужно ничего лепить! Он УЖЕ создан! Он уже ИДЕАЛЕН! В нем
уже есть все для познания этого мира!
И да, взрослые
посылают людей в школы, опираясь в том числе и на свой страх. Мы находимся в
лапах своего страха – мнимого страха – и забываем о важном. О ребенке. О его
нуждах. Этот страх заставляет взрослого морально насиловать ребенка –
заставлять его делать то, чего тот не хочет. Этот страх рушит отношения. Этот
страх... Этот страх рассеется и больше не возникнет никогда – как только
родитель поверит и доверится: своему ребенку и Богу, Его задумке!
Еще одна мысль,
которая мне понавилась – как можно дольше охранять ребенка от соревновательного
азарта. От соревновательной идеалогии. На эту же тему Андре Штерн и в этом
фильме отметил, что он НИКОГДА не был сравниваем с кем-то, никогда не испытывал
стресса из-за экзаменов, потому что никогда не сдавал их, потому что его не
принуждали кому-то что-то доказывать и никогда не оценивали его и его
способности.
Вобще, мне было
очень радостно смотреть этот фильм потому, что все идеи в нем – и мои тоже.
Такие родные, что посмотрев этот фильм во мне чувство, будто пообщалась с
единомышленниками. Такое светлое и радостное...
А, что мне еще
понравилось в фильме – бессловесное: сидит мама Андре Штерна со своим
трехлетним внуком, сыном Андре –Антони и листают вместе книгу с фотографиями
животных. Антони тыкает пальчиком на картинки и выдает свои, каждый раз разные
звуки. Бабушка реагирует: «угу.. угу...» и перелистывает страницы дальше... Эта
почти немая сцена... И такая радостная! Когда последние много месяцев я
говорила с разными людьми на тему оценочности, меня никто в моем реальном мире
не понимал. Многие мне грубо и резко бросали: «И что, ты будешь молчать, если
тебе ребенок что-то будет восторженно рассказывать или показывать?» «Молчать
может и не буду, - отвечала я, - но и комментировать ОЦЕНОЧНО тоже не стану».
Меня не понимали, как может хватать «Да», «Да, я вижу», «Да, понятно» или
просто «Угу» с кивком. Люди чувствуют себя вынужденными все комментировать,
позитивно или негативно оценивать, рассказывать ребенку, что и где («вот, это
собачка, она гавкает, а это кошка, она мяукает, посмотри какая у нее шерстка,
бла-бла-бла...»). Взрослые люди впадают в состояние словесного выброса, когда
они оказываются рядом с ребенком, будучи уверены в куче разных идей им
навязанных. Когда я смотрела этот момент в фильме – момент общения бабушки
Штерн со своим внуком – я увидела нас самих. Мы тоже так угукаем – и этим
освобождаем ребенка от оценочности, этим храним эти моменты познанания, его
познания, от вмешательства, этим и СОПРОВОЖДАЕМ как раз ребенка, не отвлекая
его, позволяя видеть то, что видит он, не навязывая свои образы, свое отношение.