понедельник, 18 ноября 2013 г.

Фильм «Алфавит» (Alphabet)


Сегодня посмотрела в кино фильм «Алфавит» (Alphabet). Это документальное кино, в котором принимал участие Андре и Арно Штерн. Мне фильм понравился -в фиьльме поднята тема школы и обучения в целом. Мне кажется, он хорошо отображает нашу реальность с ее последствиями, отражающимися на нас и на наших детях. То, к чему мы пришли в отношении школы и учебы вообще! Нейробиолог (не помню имени) сказал такую мысль: «мы передаем из поколения в поколение СТРАХ, что из ребенка ничего не выйдет». И это как раз то, о чем я сегодня думала утром: самое сложное, что для современного взрослого сложно понять в анскулинге – это то, что РЕБЕНКА НЕ НУЖНО СПЕЦИАЛЬНО НИЧЕМУ ОБУЧАТЬ!!! Ребенок сам учится ходить, говорить, понимать самые разные понятия (больше-меньше, тяжелее-легче и т.д.), и дальше – считать, писать, читать... Ребенку нужно СОПРОВОЖДЕНИЕ родителя по жизни. Такое, при котором уважаются потребности и интересы самого ребенка. Такое, при котором родитель ПРИСЛУШИВАЕТСЯ к ребенку. Такое, при котором родитель и ребенок растут ВМЕСТЕ. Такое, при котором признаётя, что ребенок – уже готовый человек, из него не нужно ничего лепить! Он УЖЕ создан! Он уже ИДЕАЛЕН! В нем уже есть все для познания этого мира!
И да, взрослые посылают людей в школы, опираясь в том числе и на свой страх. Мы находимся в лапах своего страха – мнимого страха – и забываем о важном. О ребенке. О его нуждах. Этот страх заставляет взрослого морально насиловать ребенка – заставлять его делать то, чего тот не хочет. Этот страх рушит отношения. Этот страх... Этот страх рассеется и больше не возникнет никогда – как только родитель поверит и доверится: своему ребенку и Богу, Его задумке!
Еще одна мысль, которая мне понавилась – как можно дольше охранять ребенка от соревновательного азарта. От соревновательной идеалогии. На эту же тему Андре Штерн и в этом фильме отметил, что он НИКОГДА не был сравниваем с кем-то, никогда не испытывал стресса из-за экзаменов, потому что никогда не сдавал их, потому что его не принуждали кому-то что-то доказывать и никогда не оценивали его и его способности.
Вобще, мне было очень радостно смотреть этот фильм потому, что все идеи в нем – и мои тоже. Такие родные, что посмотрев этот фильм во мне чувство, будто пообщалась с единомышленниками. Такое светлое и радостное...
А, что мне еще понравилось в фильме – бессловесное: сидит мама Андре Штерна со своим трехлетним внуком, сыном Андре –Антони и листают вместе книгу с фотографиями животных. Антони тыкает пальчиком на картинки и выдает свои, каждый раз разные звуки. Бабушка реагирует: «угу.. угу...» и перелистывает страницы дальше... Эта почти немая сцена... И такая радостная! Когда последние много месяцев я говорила с разными людьми на тему оценочности, меня никто в моем реальном мире не понимал. Многие мне грубо и резко бросали: «И что, ты будешь молчать, если тебе ребенок что-то будет восторженно рассказывать или показывать?» «Молчать может и не буду, - отвечала я, - но и комментировать ОЦЕНОЧНО тоже не стану». Меня не понимали, как может хватать «Да», «Да, я вижу», «Да, понятно» или просто «Угу» с кивком. Люди чувствуют себя вынужденными все комментировать, позитивно или негативно оценивать, рассказывать ребенку, что и где («вот, это собачка, она гавкает, а это кошка, она мяукает, посмотри какая у нее шерстка, бла-бла-бла...»). Взрослые люди впадают в состояние словесного выброса, когда они оказываются рядом с ребенком, будучи уверены в куче разных идей им навязанных. Когда я смотрела этот момент в фильме – момент общения бабушки Штерн со своим внуком – я увидела нас самих. Мы тоже так угукаем – и этим освобождаем ребенка от оценочности, этим храним эти моменты познанания, его познания, от вмешательства, этим и СОПРОВОЖДАЕМ как раз ребенка, не отвлекая его, позволяя видеть то, что видит он, не навязывая свои образы, свое отношение.