Поскольку общественность требует "про садик"... Вобще, сложно даже начать, потому что не знаю, с чего. Сначала хотелось бы в общих чертах про то, что мы думаем на тему "садик и мы". Во избежании дискуссий в черно-белом цвете, просто опишу нашу "садиковскую позицию".
Садик - место, куда сдают детей под присмотр чужих им (детям) людей, где они (дети) обязаны провести определенные часы, чтобы родители получили взамен свободное время.
Мне лично садик не нужен. Никакой. У меня далеко не идеальные отношения со своими детьми. Я сильно раздражаюсь, когда они друг друга калашматят - благо, в последние недели они стали мирными, ну и я очень стараюсь держать себя в лапах. Но - для меня сложности в отношениях - это повод что-то менять (в себе, в пространстве). Но не повод сдавать их в садик. Я не карьерист. И в нашем веке чувствую неприятное давление общества на свою женскую сущность, проявляющееся, например, бесконечными вопросами: "Ну, чем будешь заниматься?" (имеется в виду, когда пойду на работу). Напоминает вопрос взрослого ребенку: "Кем хочешь быть?" Да он уже ЕСТЬ этот ребенок, че его вопросами глупыми обескураживать. Так и мне хочется ответить: да я уже ЗАНИМАЮСЬ. Занимаюсь своими детьми и нашим общим пространством. Да, я хочу с ними проводить максимально много времени. Я не хочу их СДАВАТЬ другим людям. Нам вместе хорошо - даже если мы ссоримся - мы вместе что-то делаем, живем, переживаем, творим... Я не развлекаю их целый день: они часто много времени проводят, занимаясь своими делами. Нам важно быть в одном ПРОСТРАНСТВЕ. Настолько важно, что на самом деле наш садик стал под большим вопросом.
Садик наш нам очень нравится. Это садик - ступень до "активной школы" - школа нашей мечты в Германии. Школа, где нет уроков, домашних заданий, контрольных, разделений на классы (грубого имеется в виду, только условное, для взрослых в разных управлениях), экзаменов... Знаю, знаю, возникает куча вопросов, особенно у тех, кто впервые о такой школе слышит. Так вот, садик - это та же школа, только на уровень ниже. В основе - недерективное обучение. В каком-то смысле - анскулинг. Но у анскулинга разные лики, поэтому мне все же ближе - недерективное обучение. То есть вся активность исходит от РЕБЕНКА. В этом садике не станут говорить, что и когда ребенок должен делать. Не будут насаждать какие-то идеи и знания. Здесь нет режима, обязательного сна и прочей дребедени.
Вобще, чтобы прочувствовать, нужно просто провести там хотя бы час и наблюдать... Атмосфера неописуемая!!! Будто погружаешься в мир гармонии и радости! Есть две комнаты плюс кухня в сочетании с мастерской плюс "желтая комната" плюс улица. Две первые комнаты - для малышей и детей постарше. Дети могут перемещаться кто куда хочет, в каждой же комнате и на улице всегда есть кто-то взрослый. Не могу сказать "воспитатель", потому что ж он не "воспитывает":) Взрослый - он... ну, как регулировщик. Его задача - отражать то, что происходит. И наблюдать. В основном - наблюдать. Отражать - когда появляются трудности. Отразить нужды и переживания ребенка другому ребенку. Трудности возникают крайне редко - удивительно, но все здесь решается мирно и без потусовок. Дети и взрослые руководтсвуются главными тремя правилами. Правило первое: никто никому не причиняет боль - ни словом, ни делом. Правило второе: если кто-то чем-то занят, нужно оставить его со своим занятием, а не отвлекать и не прерывать. Правило третье: прежде чем взяться за новую игру (вещь), убери то, чем играл и что сейчас уже не нужно.
Здесь уважают ребенка, его нужды и чувства. Когда какой-нибудь малыш плачет за мамой после расставания, ему не говорят какой-нибудь чепухи, типа: "Ну же, все хорошо" - для него-то ведь как раз совсем не "хорошо". И взрослые это признают. Дают ему право поплакать. И просто его обнимают, сопереживают вместе с ним.
Здесь дети много наблюдают. Они все очень внимательные, вдумчивые и спокойные. Такие они потому, что так же поступают и с ними - не отвлекают, не дергают... Дети могут с головой уйти в какое-то действо и взрослый будет чутко бдить эту вот глубокую увлеченность!:)
Здесь нет завтрака как такового - просто стоит еда (хлеб, масло, варенье, мед, мазалки, сыр и т.п.) на столе, кто голоден, может ВСЕГДА подойти и поесть. В 11 выносят фрукты, сообщают об этом звоном в колокольчик. Опять же, кто хочет - идет кушать. В 12 - обед. Если кто не хочет кушать, заставлять не будут. Если кто захочет покушать позже - еда будет стоять на столе и он сможет это сделать. Если кому захотелось отдохнуть - находит себе уютное местечко.
В "желтой комнате" находятся книги и пазлы. Это такая комнатка с диванчиоком, где можно погрузиться во что-то вдумчивое:) В столовой находятся и полки с мастерильным материалом.
Как я уже писала, детей АКТИВНО ничему не учат. Но практикуют разные деятельности. Например, взрослый может просто сесть и начать лепить из массы. Дети подходят и... и делают, что хотят: а) просто наблюдают, б) начинают тоже лепить, в) уходят. Дети имеют право на любую из трех реакций и они могут быть уверены в том, что никто не станет их оценивать. Здесь, как вы уже догадались, вообще никак не оценивают. И очень скромно хвалят. Здесь нет привычного немецкого "Супер! Ну ты молодец! Отлично у тебя получилось!" на каждый пук ребенка. Про штрафы и похвалу очень хорошо написано у Маршалла Розенберга в книге "Ненасильственное общение". Тогда-то он и перевернул мое сознание на тему похвалы. Но вернемся к садику...
Так вот, в мае нам позвонили и сказали, что освободилось место и мы можем начать ходить. Несколько дней я ходила вместе с Соней (вернее, мы вместе с Илюшиком и Валентюшей). На второй день она подружилась там с девочкой Фреей. Потом мы уходили и оставляли ее на 1,5 часа. Потом два дня она была там все 3 часа. Потом у Колеса начались каникулы, а в садике намечалась тоже летняя пауза на 4 недели. И в последний день Соня не захотела там оставаться. Ехали - все в порядке, я осталась, пока она там завтракала. А потом Соня прям уперлась, со слезами в глазах - хочу с тобой... Была долгая дискуссия. "Воспитательница" предложила мне решить - либо я ухожу, либо мы уходим вместе. В тот последний день я в итоге забрала Соню домой.
Позиция садика такая: "Она имеет право на грусть. Если она будет плакать - мы ее утешим, обнимем. Если будет плакать дольше 15 минут, мы тебе позвоним".
Моя позиция: Да, конечно, Соня имеет право грустить. Вопрос только - по каким поводам. Если кто-то болен, если с кем-то расстаешься и это невозможно изменить, если щимит внутри еще по каким-то причинам, которые реально НЕВОЗМОЖНО изменить ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС... Но плакать из-за того, что мама уходит.... Головой я понимаю позицию садика и ничего не имею против, если так поступают другие родители и довольно тем, как ведет себя персонал садика. Но! Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ МОЙ РЕБЕНОК ГРУСТИЛ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО Я УШЛА. Потому что у меня нет причины настолько важной, что я могу закрыть глаза на ее боль.
Садик для меня - это больше группа немецкого языка для Сони и единомышленников для меня:) И моя бльшая мечта - оказаться там, в этом пространстве, не только вместе с Соней, а и с Илюшей , и Валентюшей. Так, чтобы мы были все вместе. Чтобы мы занимались чем-то и проводили время на одном ПРОСТРАНСТВЕ. Я хочу сама утирать слезы своим детям. Если на любом их жизненном отрезке кто-то другой сможет сделать это в мое отсутствие, я буду благодарна этим людям. Но пока это могу сделать я, я не хочу, чтобы были "менязаменители".
Сейчас в садике каникулы. Потом у нас планируется обсуждение возможного моего присутствия в качестве помощника: одна из "воспитательниц" с августа уходит и они берут временных практикантов.
Мне нравится это место тем, что мне не только там душевно тепло и уютно, но и тем, что там - люди, у которых, я чувствую, могу многому поучиться. Это люди, которые работают там, потому что не хотят сдавать своих детей в другие садики. Они там - все - вместе со своими детьми!!!
А еще в садике вегетаринское питание:)
Вобщем, мы нашли то, о чем мечтали - воплощение комунны с единомышленниками в виде детского сада:)
Отступление. Как-то я читала книгу о старости и умирании. Ее написала женщина, которая провела из жизни сотни людей. Тогда я подумала: как мы недооцениваем старость!!! Кроме того, что мне нравится творить, думаю, если бы мне снова пришлось учиться, я бы пошла либо в акушерки, либо в таких вот "проводников". Может, странные у меня крайности. Но самое интересное для меня - в рождении (приходе, т.е. детстве), в умирании (уходе, вернее, ПЕРЕходе, т.е. в старости), ну - и в творчестве:) Да, так вот, к чему я... Не знаю, какая меня ждет старость... Но мне бы очень хотелось своей старостью поделиться со своими детьми. Не болезнями, не проблемами, не немощностью... Все это, мне кажется, уходит на второй план, когда обе стороны понимают важность процессов. Может, дети так часто не придают значения старости (уходу) именно потому, что их родители в их же детстве не придавали должного значения и УВАЖЕНИЯ детству (приходу), самому ребенку и его нуждам и чувствам, его потребностям. Для ребенка самая важная потребность - это ведь мама! А где они, мамы нашего времени? Не очень уверена, но кажется, я догадываюсь, какая потребность у старости.................................................
Садик - место, куда сдают детей под присмотр чужих им (детям) людей, где они (дети) обязаны провести определенные часы, чтобы родители получили взамен свободное время.
Мне лично садик не нужен. Никакой. У меня далеко не идеальные отношения со своими детьми. Я сильно раздражаюсь, когда они друг друга калашматят - благо, в последние недели они стали мирными, ну и я очень стараюсь держать себя в лапах. Но - для меня сложности в отношениях - это повод что-то менять (в себе, в пространстве). Но не повод сдавать их в садик. Я не карьерист. И в нашем веке чувствую неприятное давление общества на свою женскую сущность, проявляющееся, например, бесконечными вопросами: "Ну, чем будешь заниматься?" (имеется в виду, когда пойду на работу). Напоминает вопрос взрослого ребенку: "Кем хочешь быть?" Да он уже ЕСТЬ этот ребенок, че его вопросами глупыми обескураживать. Так и мне хочется ответить: да я уже ЗАНИМАЮСЬ. Занимаюсь своими детьми и нашим общим пространством. Да, я хочу с ними проводить максимально много времени. Я не хочу их СДАВАТЬ другим людям. Нам вместе хорошо - даже если мы ссоримся - мы вместе что-то делаем, живем, переживаем, творим... Я не развлекаю их целый день: они часто много времени проводят, занимаясь своими делами. Нам важно быть в одном ПРОСТРАНСТВЕ. Настолько важно, что на самом деле наш садик стал под большим вопросом.
Садик наш нам очень нравится. Это садик - ступень до "активной школы" - школа нашей мечты в Германии. Школа, где нет уроков, домашних заданий, контрольных, разделений на классы (грубого имеется в виду, только условное, для взрослых в разных управлениях), экзаменов... Знаю, знаю, возникает куча вопросов, особенно у тех, кто впервые о такой школе слышит. Так вот, садик - это та же школа, только на уровень ниже. В основе - недерективное обучение. В каком-то смысле - анскулинг. Но у анскулинга разные лики, поэтому мне все же ближе - недерективное обучение. То есть вся активность исходит от РЕБЕНКА. В этом садике не станут говорить, что и когда ребенок должен делать. Не будут насаждать какие-то идеи и знания. Здесь нет режима, обязательного сна и прочей дребедени.
Вобще, чтобы прочувствовать, нужно просто провести там хотя бы час и наблюдать... Атмосфера неописуемая!!! Будто погружаешься в мир гармонии и радости! Есть две комнаты плюс кухня в сочетании с мастерской плюс "желтая комната" плюс улица. Две первые комнаты - для малышей и детей постарше. Дети могут перемещаться кто куда хочет, в каждой же комнате и на улице всегда есть кто-то взрослый. Не могу сказать "воспитатель", потому что ж он не "воспитывает":) Взрослый - он... ну, как регулировщик. Его задача - отражать то, что происходит. И наблюдать. В основном - наблюдать. Отражать - когда появляются трудности. Отразить нужды и переживания ребенка другому ребенку. Трудности возникают крайне редко - удивительно, но все здесь решается мирно и без потусовок. Дети и взрослые руководтсвуются главными тремя правилами. Правило первое: никто никому не причиняет боль - ни словом, ни делом. Правило второе: если кто-то чем-то занят, нужно оставить его со своим занятием, а не отвлекать и не прерывать. Правило третье: прежде чем взяться за новую игру (вещь), убери то, чем играл и что сейчас уже не нужно.
Здесь уважают ребенка, его нужды и чувства. Когда какой-нибудь малыш плачет за мамой после расставания, ему не говорят какой-нибудь чепухи, типа: "Ну же, все хорошо" - для него-то ведь как раз совсем не "хорошо". И взрослые это признают. Дают ему право поплакать. И просто его обнимают, сопереживают вместе с ним.
Здесь дети много наблюдают. Они все очень внимательные, вдумчивые и спокойные. Такие они потому, что так же поступают и с ними - не отвлекают, не дергают... Дети могут с головой уйти в какое-то действо и взрослый будет чутко бдить эту вот глубокую увлеченность!:)
Здесь нет завтрака как такового - просто стоит еда (хлеб, масло, варенье, мед, мазалки, сыр и т.п.) на столе, кто голоден, может ВСЕГДА подойти и поесть. В 11 выносят фрукты, сообщают об этом звоном в колокольчик. Опять же, кто хочет - идет кушать. В 12 - обед. Если кто не хочет кушать, заставлять не будут. Если кто захочет покушать позже - еда будет стоять на столе и он сможет это сделать. Если кому захотелось отдохнуть - находит себе уютное местечко.
В "желтой комнате" находятся книги и пазлы. Это такая комнатка с диванчиоком, где можно погрузиться во что-то вдумчивое:) В столовой находятся и полки с мастерильным материалом.
Как я уже писала, детей АКТИВНО ничему не учат. Но практикуют разные деятельности. Например, взрослый может просто сесть и начать лепить из массы. Дети подходят и... и делают, что хотят: а) просто наблюдают, б) начинают тоже лепить, в) уходят. Дети имеют право на любую из трех реакций и они могут быть уверены в том, что никто не станет их оценивать. Здесь, как вы уже догадались, вообще никак не оценивают. И очень скромно хвалят. Здесь нет привычного немецкого "Супер! Ну ты молодец! Отлично у тебя получилось!" на каждый пук ребенка. Про штрафы и похвалу очень хорошо написано у Маршалла Розенберга в книге "Ненасильственное общение". Тогда-то он и перевернул мое сознание на тему похвалы. Но вернемся к садику...
Так вот, в мае нам позвонили и сказали, что освободилось место и мы можем начать ходить. Несколько дней я ходила вместе с Соней (вернее, мы вместе с Илюшиком и Валентюшей). На второй день она подружилась там с девочкой Фреей. Потом мы уходили и оставляли ее на 1,5 часа. Потом два дня она была там все 3 часа. Потом у Колеса начались каникулы, а в садике намечалась тоже летняя пауза на 4 недели. И в последний день Соня не захотела там оставаться. Ехали - все в порядке, я осталась, пока она там завтракала. А потом Соня прям уперлась, со слезами в глазах - хочу с тобой... Была долгая дискуссия. "Воспитательница" предложила мне решить - либо я ухожу, либо мы уходим вместе. В тот последний день я в итоге забрала Соню домой.
Позиция садика такая: "Она имеет право на грусть. Если она будет плакать - мы ее утешим, обнимем. Если будет плакать дольше 15 минут, мы тебе позвоним".
Моя позиция: Да, конечно, Соня имеет право грустить. Вопрос только - по каким поводам. Если кто-то болен, если с кем-то расстаешься и это невозможно изменить, если щимит внутри еще по каким-то причинам, которые реально НЕВОЗМОЖНО изменить ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС... Но плакать из-за того, что мама уходит.... Головой я понимаю позицию садика и ничего не имею против, если так поступают другие родители и довольно тем, как ведет себя персонал садика. Но! Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ МОЙ РЕБЕНОК ГРУСТИЛ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО Я УШЛА. Потому что у меня нет причины настолько важной, что я могу закрыть глаза на ее боль.
Садик для меня - это больше группа немецкого языка для Сони и единомышленников для меня:) И моя бльшая мечта - оказаться там, в этом пространстве, не только вместе с Соней, а и с Илюшей , и Валентюшей. Так, чтобы мы были все вместе. Чтобы мы занимались чем-то и проводили время на одном ПРОСТРАНСТВЕ. Я хочу сама утирать слезы своим детям. Если на любом их жизненном отрезке кто-то другой сможет сделать это в мое отсутствие, я буду благодарна этим людям. Но пока это могу сделать я, я не хочу, чтобы были "менязаменители".
Сейчас в садике каникулы. Потом у нас планируется обсуждение возможного моего присутствия в качестве помощника: одна из "воспитательниц" с августа уходит и они берут временных практикантов.
Мне нравится это место тем, что мне не только там душевно тепло и уютно, но и тем, что там - люди, у которых, я чувствую, могу многому поучиться. Это люди, которые работают там, потому что не хотят сдавать своих детей в другие садики. Они там - все - вместе со своими детьми!!!
А еще в садике вегетаринское питание:)
Вобщем, мы нашли то, о чем мечтали - воплощение комунны с единомышленниками в виде детского сада:)
Отступление. Как-то я читала книгу о старости и умирании. Ее написала женщина, которая провела из жизни сотни людей. Тогда я подумала: как мы недооцениваем старость!!! Кроме того, что мне нравится творить, думаю, если бы мне снова пришлось учиться, я бы пошла либо в акушерки, либо в таких вот "проводников". Может, странные у меня крайности. Но самое интересное для меня - в рождении (приходе, т.е. детстве), в умирании (уходе, вернее, ПЕРЕходе, т.е. в старости), ну - и в творчестве:) Да, так вот, к чему я... Не знаю, какая меня ждет старость... Но мне бы очень хотелось своей старостью поделиться со своими детьми. Не болезнями, не проблемами, не немощностью... Все это, мне кажется, уходит на второй план, когда обе стороны понимают важность процессов. Может, дети так часто не придают значения старости (уходу) именно потому, что их родители в их же детстве не придавали должного значения и УВАЖЕНИЯ детству (приходу), самому ребенку и его нуждам и чувствам, его потребностям. Для ребенка самая важная потребность - это ведь мама! А где они, мамы нашего времени? Не очень уверена, но кажется, я догадываюсь, какая потребность у старости.................................................
Ну почему у нас нет таких садов?! Егор осенью идет в садик, на 3 часа в день всего. Он очень ждет этого, но я все еще не понимаю, как я его смогу оставить там? Смогу ли я уйти? И сможет ли он провести эти 3 часа делая то, что запланировано воспитателем? Ведь дома я только предлагаю варианты, а уж он сам решает, чем заняться.
ОтветитьУдалитьКак мне нравится Ваш искренний, вдумчивый голос!Как удивительно Вы пишете - давно хотела Вам это сказать.
ОтветитьУдалитьА насчет садика, которого нет - ну нет. У меня тоже такого садика не было, поэтому мы с подругой его взяли да организовали. Себе и своим друзьям. Все происходило ну почти так, как Вы описываете(правда, без колокольчика:)). Я тоже не могла и не хотела оторвать от себя свою девочку, поэтому и была вместе с ней. А наши друзья, которым нужно было свободное время, препоручали свои сокровища нам. Это был садик-семья, живущий между двумя домами, разъезжающий в трамваях по всему городу- на детские площадки, в парк, в зоопарк. Детей разновозрастных было от 4-х до 8-ми, и двое, а потом трое - нас, взрослых.
спасибо, Дис!:)
ОтветитьУдалитьда, я вот тоже хотела сказать про "организоваь":) Садик ораганизовала женщина, которая в свое время тоже хотела быть со своим ребенком, и которую не устраивала ситуация на "садиковском рынке". Вот она и создала свой садик:) Потом, когда ее дети пошли в школу, она создала и школу:) Ну, правда, только до 6го класса, но это тонкости немецкой учебной политики.
Вам, Наталия, в вашей языковой среде, будет реально найти единомышленников, нужно, чтобы было просто еще 1-5 семей, которые бы поддержали идею.
Мне понравилось и удивило одновременно, как эта самая женщина, родоначальница садика, во вступительной беседе, объясняя, как все у них происходит, уточнила, что у всех здешних "воспитателей" есть в садике свои дети. И если будет ситуация, когда заплачут двое детей одновременно - ее и не ее - первое, что сделает "воспитатель" - утешит своего ребенка. Но, конечно же, сделает все возможное, чтобы организовать другого взрослого, чтобы утешили и вашего.
Я не смогла бы сама быть воспитателем наверно. Тем более при своем ребенке. Егор очень ревнует, если я даже просто разговариваю с чужим малышом. Подходит и говорит: "Моя мама, там твоя!" Это не правильно конечно,но что с этим делать? Он единственный ребенок, и он не хочет меня ни с кем делить. Поэтому нам садик нужен в любом случае, нужно учиться общению.
ОтветитьУдалитьа зачем быть воспитателем??? вы - взрослый, а вокруг вас - дети. Все это уже ЕСТЬ в реальности. Встречи с детьми и родителями - это "сжатый" вариант:) И если совсем уж придраться к слову "воспитывать"... А вы уверены, что ребенка действительно нужно воспитывать, т.е. совершенствовать некие действия, чтобы из него "что-то получилось"??? В нем уже есть ВСЕ! Живите с ним рядом и делайте сами то, что хотите в нем "воспитать". А он скопирует, или отразит - и вас, своих родителей, и свое окружение. А то часто получается, что "воспитывают" одно, а на сдаче получаем совсем иное...
УдалитьА насчет "моя мама"... так что ж неправильного говорит или делает ваш сын? Вы действительно его мама:) тут уж не попрешь:) Точно так же он скажет: "Это моя машинка, вон твоя, иди возьми ее". Имхо, в данном случае нет разницы - машинка это или мама. Другое дело - страхи. И мне кажется, в данном случае даже полезно ребенку быть с мамой и при этом в окружении других детей. Я уже выше в комментариях писала про позицию в садике. Так вот, мне кажется, когда ребенок чувствует, что мама его не отталкивает, что мама кинется утешать первого его, своего ребенка, тогда он, ребенок, перестает воспринимать других детей как угрозу для себя, своего спокойствия. "Учиться общению" можно очень даже позитивно и с мамой:)
Ох, Юля, и умеете же вы мысль правильно сформулировать! Со всем соглашаюсь, полностью!
ОтветитьУдалитьИ про "воспитание" - именно воспитывать не люблю, и этим не занимаюсь с сыном. Мы в действительности просто живем вместе, общаемся почти на равных (Егор знает, что есть ситуации, требующие немедленного и беспрекословного подчинения, если то, что он делает, может причинить вред ему или другим), стараюсь не навязывать своего мнения. Даже наверно следую за ним, где-то подсказываю варианты действий, где-то подстраховываю на первых порах. Но это я и мой ребенок, и это наша жизнь. Но "жить" с группой детей - для этого талант нужен, способности, и идеальный характер. Я не смогу. До родов смогла бы наверно, а сейчас от былого спокойствия осталось не так уж много, еле-еле хватает на одного ребятенка :)
И насчет "моя мама" тоже все верно. И все дети для него сейчас - нарушители его спокойствия, т.к. им нужны его игрушки и, иногда, его мама. А он делиться не хочет. Чужого не берет, но и свое не отдаст. Отсюда постоянные конфликты на площадке. Несмотря на то, что я, понятно, всегда за сына, успешному взаимодействию с другими детьми это не способствует. И вот, например, остаюсь я с Егором и племянником (он чуть помладше Егора, и соответственно, внимания требует немного больше), и начинается дележ мамы :) А если Егора оставить с моей сестрой и с племянником, то конфликта не будет, т.к. меня уже делить не надо, а Егор вполне себе самостоятелен и сам себя может и обслужить и развлечь. А Если деток больше будет? Боюсь себе представить...
В общем, нет, организовать сад самой - это все же не мой вариант. Во всяком случае, не сейчас. Но отдала бы в такое чудо ребятенка с удовольствием.
Выскажу и я свою позицию. Я в приципе тоже протов садиков, но сейчас мы в Германии, в Потсдаме, и отправили наших деток в садик. Нужды у нас нет, но хотим , что б дети немецкий знали. Садик им уже знакомый, они в него пол года назад 4 месяца ходили. Есть уже любимые воспитательницы. Садик - обычный немецкий детский садик. Но в нем применятся много методов, о которых Юля написала. Например, дети много предоставлены сами себе. Сами могут выбрать, где они хотят быть. Выбор из 4-х комнат, арт и театр, библиотека с книгами, играми, дисками с наушниками, спортиваная комната со снарядами и строительная, где много классных игрушек - деревянных палочек, кубиков, всяких конструкторов. Дети сами возятся и сами играют. В садике недавно было полное брауносвкое движение, но так как детей много, это было слишком хаотично. Сейчас ввели утренний круг, где песенки поют, и два раза в неделю занятия английким и немецким, и музыкальные занятие раз в неделю. Но все совершенно по желанию. Я говорила с одной воспитательницей, она говорит, что раньше детям больше говорили как и что делать в плане творчество. Сейчас они уже более мудрые, и только предлагают , а дети сами решают или делают свое. я две недели ходила пока дети привыкали, сама видела. Порядок только в еде, но я не вижу в этом ничего плохого, так как детей много , если их целый день кормить по очереди, не останется времени на другие занятия.
ОтветитьУдалитьЕще два-три раза в неделю они в дальние походы ходят за пределы садика. Спят детки только те, кто еще спит. Многие 3-х летки уже не спят, а делают другие дела.
В садике есть и минусы, как и во всем. Например, по-меому мнению мужчины-воспитатели невсегда адекватно реагируют на слезы детей. Но я женщина и мама, мы всегда более нежные. Но я сама невсгда адекватно реагирую. Ожидать от воспитателей 100% идеальной реакции также несправедливо как и от себя.
Еще последнее. У меня долго душа болела, водить или не водить. Но потом мы с мужем все-таки решили, что это для детей маленькая доза стресса, с которой они успешно справляются. Научится справляться со стрессом тоже важно. Растить детей в идеальном вакууме тоже неправильно в моем понимании. Мир- он сложный, разный, яркий, разносторонний, в том числе плохого в нем очень много. Дети с этим постоянно сталкиваются, как не защищай, поэтому хорошо, если они будут учится по-тихоньку с этим жить, с маминой и папиной поддержкой.
Мама Максима и Левика :)