среда, 2 мая 2012 г.

Хорошо там, где мы есть... Или?:)

Продожение темы, затронутой вот здесь и в личной переписке. Некоторые мысли и ответы.

Про дружбу. Я много думала про человеческие взаимоотношения там и тут (для меня там и тут - это Украина и Германия. В Германии я "тут"). Почему так со мной случается, что находясь здесь, я на физическом уровне чувствую себя замечательно. И казалось бы - высвобождается столько сил и энергии для замечательных и теплых отношений. Но они если и возникают, то очень редко!!! Меня сильно впечатлил диалог с одной знакомой немкой. У нее было двое деток. И мы ходили вместе в игровую группу. Потом она решила сходить в еще одну группу для детей. Один раз сходила и перестала. Спрашиваю:
- Почему ты дальше не ходишь в ту группу?
- Там много интересных людей, но у меня не хватает времени на своих друзей. Как тебе сказать? Я не вместить в своей жизни еще больше общения, чем у меня уже есть сейчас.

С одной стороны это так по-немецки - "ухаживать за отношениями" (Beziehungen pflegen). Даже на русский не перевести красиво. Потому что это надо почувствовать. У нас в русском даже нет подобного словосочетания. У нас есть "дружить". Но "дружить" у немцев тоже есть. А тут какая-то забота вкладывается. Ну, знаете, как цветочки поливать. Так и отношения - лелеять их. Посылать открыточки с отпусков. Делать друг другу маленькие радости. Помнить друг о друге. Благодарить за подаренную радость. Ценить время друг друга. Первое время меня очень удивляли и радовали бабушки и дедушки, которые гуляют, держась за руки. Их не много. Но я их видела впервые!!! Это, видать, и есть результат ухаживания и оберегания отношений.
С другой стороны, мне представляется некий сосуд, в котором поместилось, скажем, десять человек. Все, это тот лимит, за которым конкретный человек способен "ухаживать". Если попытаться всунуть в этот сосуд еще парочку, то будет совсем тесно. И придется либо притеснить всех вместе, либо кого-то вынуть, чтоб другого запихнуть. Такая странная у меня возникает метафора. В таком ракурсе я до этого диалога не думала об отношениях!!!
Поэтому у меня складывается впечатление, что здесь много таких вот "банок". У кого-то они большие, у кого-то поменьше. У кого-то полностью заполненные и чтобы в нее попасть, нужно записаться в "список ожидания" (а, да - это еще одна немецкая фишечка:). Другие заполены не полностью и тогда есть шанс попасть в эту "банку" и подружиться с ее владельцем.

Теперь с другой стороны я думаю так. В Украине физически меня реально колбасит (см. предыдущие посты). Но!!! Каким таким образом выходит, что там общение - теплое и родное? Мне кажется, что ну вот бы еще вот этот момент с физическим спокойствием разрешился - так это ж можно было бы со всей Украиной передружиться!!!:)
В результате своих размышлений я пришла к такому выводу. В Украине у меня случается так, что влюбляясь в одного человека, я заодно влюбляюсь в его окружение, из этого окружения появляются новые друзья, т.е. это уже и мои друзья и так дальше. Мы сцепляемся друг за дружку, как молекулы.
В Германии же со мной этого не происходит. По каким-то удивительным для меня причинам я здесь не в состоянии создать круг друзей, в котором все друг другу будут друзьями!!! Я знаю разных людей, с которыми общаюсь от "очень близко" до "просто интересно", но они остаются максимум знакомыми между собой. Я не могу понять, почему так происходит!!! Что здесь не так??? Люди к друг другу не липнут!!! Друзья друзей не становятся твоими друзьями! Как следствие я начинаю понимать ту самую немку - по отдельности намного сложнее дружить! То ли одно дело встретить за раз десять человек и сев в кружочек рассказать им про свою поездку в Украину, обсудив заодно кучу других тем, посмеяться, помолчать, вместе подумать... То ли все это делать с каждым по отдельности...
Поправлюсь, что мне совсем не хочется утрировать. Просто делюсь своими ощущениями вполне допуская, что в других конкретных жизнях этот процесс работает иначе.
Про знакомства народа. Да, в Германии проблематично познакомиться на улице. Факт. Спорный вопрос - хорошо это или нет. Помнится, еще десять лет назад в Украине активно было "лапанье" (фу, слово-то какое...) в общественном транспорте. Не знаю, как сейчас. Но в Германии такое явление крайне трудно себе представить!
Да, молодые люди на улицах не кидаются знакомиться. И может, это не романтично... Честно говоря, в свои семейные тридцать мне это уже как-то все равно. Возможно, будь я подростком, меня бы это возмущало. Но зато у немцев есть до сих пор умиляющее меня явление!:) Приготовьтесь!:) Когда им понравилась какая-либо девушка, с которой они не решились познакомиться в реале, они потом пишут в местный бесплатный журнальчик сообщение! Вот сейчас прям открою и зацитирую:)
Итак:
"Встреча 11.04 примерно в 6:30 у входа в магазин Х. Ты: короткие темные волосы, очки, на каблуках. Я: блондин, черная куртка, светлые джинсы, с удоволствием бы встрелися с Тобой снова. Имейл."

"Привет Жанин! Знаю пока к сожалению только Твое имя. Встретились с тобой в месте Х. Заговорили. Потом ты ушла со своей подругой. Хочется с Тобой познакомиться. Имейл."

А, а еще они могут повесить подобное объявление на остановку, на которой полюбившийся объект был замечен!:) Очень мило, однако!:)
Ладно, а если посмотреть серьезно на этот общественный феномен, то нужно отдать должное - насилия в Германии практически не существует! (относительно, конечно, украинской статистике). И если в Украине я знаю множество конкретных людей лично, которых насиловали или пытались изнасиловать, то здесь за все 8 лет я не слышала ни одного случая, случившегося со знакомыми или со знакомыми знакомых.
Теперь вопрос в студию: что ценнее в общественном смысле - открытость и легкость знакомства на улице и высокий процент насилия? Или сдержанность в этом смысле и низкий процент насилия?

Про эмансипированность. С уступанием мест в общественном траспорте мамам с детьми, пожилым и беременным здесь сложности. Хотя иногда встречаются таки джентельмены:) Но вот что очень по-немецки, так это спросить: "Хотите сесть?" -  и при этом оставаться сидеть, ожидая, вероятно, ответа: "Да, да! Конечно же я хочу сесть!" Нет, ребята, они так спрашивают, потому что задолбаны этой пресловутой эмансипацией: им так часто отвечали в последнее время в духе "Я еще молода, могу и постоять!", что людям просто заморочили голову. И теперь они не знают, чего ждать. А вдруг еще кто-то оскорбится предложением уступить место или руку при выходе!!! Здесь можно стоять с тремя детьми, коляской и иногда еще и беговелом - и это вовсе не повод уступать место!. Они правда часто не способны осознать, что нужно просто встать и уступить его. Но это так, мои притензии к явлению эмансипации. Вернее, к некоторым ее последствиям.

Детские площадки. Даже в нашем городе в разных районах разная атмосфера на площадках. В одном районе родители курят, стоя все вместе возле лавочек. И пьют пиво, не заморачиваясь. А в другом районе - курящему замечание сделают. И даже сложно представить там курящих. 

Про инвалидов. В Украине я сильно расстроилась этому пункту. Вот Киев. Вокзал. Спуск, у которого висит табличка "инвалидная коляска". Я честно попыталась съехать с этого спуска с детской коляской - спуск оказался настолько крутым, что мне пришлось придерживать своего ребенка, чтобы он из нее не вывалился! Вопрос: каким образом человеку на инвалидной коляске взобраться/спуститься по этому горе-спуску??? Лифты - оба не работающие. За все две недели мы не разу не видели людей в инвалидной коляске. Какого хрена общество их игнорирует? Ладно, старые постройки, которые были не преспособлены для колясок. Вобще, этих людей игнорируют с советских времен, вы не находите??? Но новые здания строят - где учитывание нужд людей с ограниченной двигательной функцией??? Фу, так не хочется задавать риторических вопросов и просто ругаться-возмущаться...
Я вам нарисую картинку немецкой дейстительности в ракурсе инвалидной жизни. В каждом районе есть дома, в которых есть дополнительный вход без ступенек. На инвалидной коляске можно въехать в любой супермаркет, что люди на колясках и делают. У нас в городе большинство низких трамваем, но есть еще и старые, высокие. В расписании на остановке (и в интернете) низкие трамваи помечены значком, так любой человек на коляске может учитывать расписание низких трамваев и свободно передвигаться по городу. Что они и делают. И не только по городу - по всей стране! Двери практически все открываются автоматически. Если нет, то есть отдельная дверь, которая открывается нажатием на кнопку. Кнопки расположены низко (в лифтах, в трамваях) - на уровне пояса, так, что человек в коляске может самостоятельно нажать даже пальцем ноги, если у него руки не функционируют. Водитель автобуса каждый раз выходит из автобуса и вытаскивает специальный переходной "мостик", ждет, пока человек в коляске въедет-выедет, закрывает этот "мостик" обратно и только потом едет дальше. В день можно увидеть много людей на колясках. Некоторые передвигаются даже со своими собачками. Думаю, о том, что эти люди ведут активную социальную жизнь, рожают и выращивают детей, - об этом можно и не писать. Ведь это само собой разумеещеся. Почему Украина игнорирует своих больных детей? Взрослых людей? Ведь от коляски в своей же жизни абсолютно никто из нас не застрахован!!! Этот момент в Украине меня очень сильно расстроил.

Земля. В этот приезд я даже радовалась грязи!!! Народ вокруг ворчал, что мол, ступить негде, а я с удовольствием по земле, по грязи ходила. Подошвы скользили по земле! Боже, какое забытое чувство!!! Люди, живущие в Украине, радуйтесь, что у вас ТАКАЯ земля! Такого чернозема в той же Германии днем с огнем не сыскать! Да, мы тут обувь даже не чистим особо. И в обуви смело по коврам можно ходить. И луж у нас нет - все тут же впитывается, поэтому как только проходит дождик мы с детьми бегом прыгаем в резиновые сапоги и радостно бежим скорее прыгать по лужам. На это у нас есть обычно максимум час времени. Зато из той самой украинской земли растут вкусные огурчики и помидорчики, о которых даже не подозревают многие немцы. Которые часто мучаются оттого, что растения не приживаются в песке и вянут:(

Спорт. Активная спортивная жизнь - это то, что русскоязычные страны смело могут себе законспектировать и главное - использовать!:) Когда я сидела вечерами на широком подоконнике в Днепропетровске и наблюдала за суетливой жизнью внизу, я вдруг отчетливо поняла, чего мне не хватает! Бегунов и велосипедистов! Германия бегает! Бегают практически все!:) Это ооочень заразительно! Бегают утром, днем и вечером. Это очень по-немецки - бегать:) Нравится мне вот это немецкое "muss sein" - "обязан быть". Так вот спорт, физическая активность в жизни обязаны быть!:) Или передвижение на велосипедах. Вот эти немецкие планы, на которых обозначены самые разные велодороги. Прелесть просто! Расписаны маршруты для семейных товарищей, для спортивного путешествия, романтические маршруты... Велосипед - это тоже немецкий культ:) Я даже не сильно переживаю, если какой-нибудь скоростной велосипедист обругает меня мимоходом за то, что я забылась и иду, понимаете, по велосипедной дорожке:) А, еще яркое впечатление многолетней давности: иду себе и вижу - едет бабулька-худышка, лет 85 ей, наверное, все лицо и руки в морщинах, шлем на голове... Как она лихо крутила педали!!!! Вот это пример!!!!!

Про немецкий язык. Я уже упоминала про некоторые "вкусности" немецкого языка:) Но самыми замечательными являются все же слова "doch" и "oder?":)
doch:
- Мы пойдем сейчас домой.
- Нет, я хочу остаться еще здесь!
- doch, мы пойдем!
- Останемся
- doch, пойдем!
и так до бесконечности:) Нравится мне наблюдать за разговором, когда вот это doch выдает противоречие, отпор:) Особенно, когда диалоги детей и взрослых:)

oder?:
- Германия - замечательная страна, oder?

- Каждый из нас может неожиданно оказаться в инвалидном кресле, oder?

- Жизнь прекрасна, oder?
 Такая простая приставочка в конце предложения - "или?" - а дает тебе шанс думать-говорить-делать иначе. Иначе, чем в утверждении. Немцы уже в речи допускают другому быть ДРУГИМ. Сразу возникает чувство свободы и легкости, чувство, что понятым быть легко, чувство, что и другого понять легко. Просто впустить в свою речь - и свою жизнь - вот этот "хвостик".

Хорошо там, где мы есть... Или?:)

7 комментариев:

  1. Юлечка,Вы со всей откровенностью,позвольте,и я тоже....

    Моя подруга вышла замуж зв состоятельного молодого человека из Бахрейна.Познакомились еще во время его учебы в Киеве,поженились и прожили тут несколько лет.После уехали в Манаму,там опять поженились.Так вот, она через год приехала в гости к родным.Надо было послушать и посмотреть на нее....Она брезгливо морщила носик,вспоминая минуты,проведенные на вокзале по необходимости(тетки с сумками,бомжи,цыгане),она повторяла снова и снова:"Какой ужас!Как я могла тут жить.Вот год не была и еще сто лет бы глаза не видали.Если бы не мама,я бы и не ездила.Меня тут ничего не держит...." А я, возвращаясь из Ганновера,нетерпеливо поглядывала в большие окна автобуса,следила за табличками с названиями нас.пунктов и считала в уме,когда будем в Киеве.И гостила-то недолго,и жила в хороших условиях,и развлекали нас,и по гостям ходили мы,и в первую поездку впечатлений масса была... Я поняла, что называют "тоской по Родине" и "ностальгией". Оказывается,еще и не всем дано испытать это чувство.Хорошо это или плохо? Не будем брать крайнее.Это удобно - жить без этого тянущего,сосущего чувства,заставляющего вспоминать,видать во сне,думать,хотеть пройти по "своей" улице,увидать старых сплетниц у парадного,потолкаться в метро...

    Я понимаю,что прочитала не призыв к революции,а Ваши мысли и рассуждения вслух.
    Была у меня возможность уехать на ПМЖ.И документами занималась,и думала,и взвешивала,и представляла,и бывала там,и присматривалась,и примеряла ситуацию на себя... и осталась дома. Поняла,что не смогу.Брат с супругой уехал несколько лет тому.Вдвоем с супругой живет в хорошей двухкомнатной квартире,по европейским понятиям и правилам. Зовет закончить (или переоформить)документы и подумать еще раз...Не думается и не хочется.Трудно все у нас - на Родине и не скоро "догоним" Германию.Но....

    ОтветитьУдалить
  2. Дорогой анонимный комментатор, я уже писала в предыдущих постах и комментариях к ним на эту тему здесь: http://oduvashka.blogspot.de/2012/04/blog-post_28.html и здесь:
    http://oduvashka.blogspot.de/2012/04/blog-post.html
    Рада повторить еще раз, что рада за любую страну, в которой есть люди, которым важны корни настолько, что они остаются в ней. Нисмотря ни на что. Когда конркретное место - как любимый человек, без которого жить невмоготу. И все остальное отходит на второстепенный план. Не всем подходит эммиграция. Не всем подходит жизнь в своей же стране. Но мне кажется, важно осознавать, почему мы там, где мы есть, осознавать, что мы чувствуем и почему совершаем определенные поступки. Мне тяжело в Украине и я не могу сказать фразу: "Как я могла тут жить!" Потому что последние 2,5 года до выезда я плакала практически каждый день. Я там и не жила-то в философском смысле слова..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с Вами полностью.Главное - это свобода выбора. Но и тоску по Родине со счетов сбрасывать не получается.Есть она,я это точно знаю. И ответить Вам,почему я тут,когда уже несколько лет могла жить в Германии,разумно не смогу.У меня разум,ощущения в этом плане никак не согласуются(((

      Удалить
  3. Про инвалидов. Это отдельная тема. Горькая, печальная, но у нас сама жизнь такая - как в самые далекие времена - выживают сильнейшие, хитрейшие и т.п. - естественный отбор, поэтому, наверное европейцы, понимая все это не спешат нас принимать в Дружное содружество. Дикая страна - дикие законы, которые пишут те, кто не разрешает жить своим детям в родной стране. В принципе этим все сказано.

    ОтветитьУдалить
  4. Мы живем за границей уже 7 лет, муж 15. Но нас очень тянет домой, мы наверное патриоты. Муж читает укр. правду и следит за новостями . Мы еще и участок в Карпатах купили и строим дом. Корни пускаем. Ездим минимум раз в год и надолго. Мы здесь одни, а там наша Родина - родители, бабушка , братья, племянники, друзья детства, одногруппники.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, патриоты из страны не выезжают! У вас, нверное, другой "диганоз":) может, "приступы ностальгии"?:) а домик в Украине и я бы купила. Где-нибудь в деревне или в Крыму:)

      Удалить
  5. Почему не уезжают? Обстоятельства у нас, работа мужа, если б работа была б в Украине , мы бы вернулись. Хотя сейчас новая власть , от которой тошно. У нас все родные, мы мыслями с ними, но здесь нам тоже нравится. И у вас там тоже. Нам везде хорошо :)
    А какой у нас диагноз?

    ОтветитьУдалить